Люди, опыты, практики
Кто решает конфликты?
Градостроительная конфликтология в России сложилась в теоретическом и практическом плане - ее представляют профессионалы из проектной сферы (социальное и архитектурное проектирование), а также академической (высшее образование, университеты, исследовательские центры).
1
Диагностика и мониторинг
Мониторинг конфликтов, в том числе градостроительных, осуществляют несколько ресурсов. Отдельные исследования сделаны АСИ (называют цифру в 800 конфликтов за три года), исследовательская группа института социологии РАН формирует атлас городского активизма, в котором на данный момент фиксируются исходы конфликтов (изменение проекта, сохранение проекта), постоянный мониторинг ведут центр Сова (по застройке парков культовыми зданиями), ресурс "Хранители наследия" (градозащитная практику и конфликты вокруг культурного и архитектурного наследия). Сайт Активатика позволяет фиксировать этапы работы групп гражданской активности по проблемным территориям. Реестры активных сообществ начинали составлять в сети Центров прикладной урбанистики.
Е.О.Фрейдин, 2020
2
Разрешение и предупреждение
Крупным информационным ресурсом является Московская школа конфликтологии, которая включает сайт с корпусом текстов, в том числе монографию по организационному конфликтменеджменту, информацию о группе практикующих конфликтологов и преподавателей, образовательных продуктах - тренингах, лекционных и семинарских курсах. Руководителем школы является Любовь Николаевна Цой. Градостроительные конфликты составляют часть этой практики, остальная практика посвящена социальным, семейным конфликтам и индивидуальному консультированию. Градостроительная практика школы началась в конце 1990х годов при сопровождении проекта Третьего транспортного кольца в Москве.

Столь же протяженную по времени практику ведет конфликтолог Елена Чернова (и Ирина Постоленко), ранее возглавлявшая лабораторию в Институте Урбанистики (Санкт-Петербург). Они разработали программу для сотрудников муниципалитетов и планировщиков по управлению градостроительными конфликтами и гуманитарным технологиям в планировании. Лаборатория сопровождала деятельность РосНИИПИУрбанистики - разработку градостроительной документации, генеральных планов городов в 2000е. Этот опыт (см. видео) также пригодился в разрешении конфликта по Любинскому проспекту в Омске в 2015 году. Одной из задач, Елена Чернова видит в оснащении участников конфликтов необходимыми знаниями и инструментами для равнозначного участия в коммуникации.

В последние годы появлялась Лаборатория адвокативного планирования Высшей школы урбанистики, там же был создан курс по Разрешению городских противоречий (конфликтов), который ведет Иван Рэмович Медведев. Одноименное учебное пособие сопровождается циклом онлайн-лекций, серией публичных дискуссий, записанных на открытых площадках. Градостроительные конфликты рассматриваются с правовой точки зрения и в контекстах социологии, городского планирования на примере реальных кейсов из российских городов и международной теории, практики.

Две новых группы появились в Москве - центр медиации РГСУ (Антон Островский), который участвует в работе с Вологодской набережной. Им предложена технология центров общественного взаимодействия, медиации городских конфликтов, подготовлена программа повышения квалификации (https://conflictcenter.ru/). Центр урегулирования конфликтов (Олег Иванов и Юлия Ильинская, слушатели курса Московской школы конфликтологии) создал образовательные продукты - видеокурс по городским конфликтам для Агентства стратегических инициатив и сопровождающий текст (издательство Лабиринт).

Тема соседских конфликтов присутствует в практике Центра Добрососедства ВШЭ (С.Кузнецов) и образовательной программе Менеджер местных сообществ, которая проводится онлайн и посвящена управлению пространством и социумом территорий в масштабах двора-района. Так или иначе все эти центры имеют академическое начало - связаны с крупными университетами, центром социологии РАН.
Другой корпус участников сферы диагностики и разрешения конфликтов представляют проектные группы, которые занимаются разработкой архитектурных и социально-культурных проектов. Отдельным стимулом для их развития стало внимание к развитию городской среды, сообществ в 2012-2013 годах, хотя предпосылки их появления заложены еще в середине 2000х.
В технологии таких проектных групп заложено предупреждение конфликтов через процедуры общественного участия, партисипативного планирования - модерации и фасилитации групп, антропологического исследования, социо-культурного картирования.
К их числу можно отнести бюро Оркестра, Проектную группу 8, МаршЛаб, Дизайн Юнит, Город решает (ЭКОмск+АА Рим), Центр прикладной урбанистики, локальные центры компетенций, центр городских компетенций АСИ. Эти группы работают на первых этапах конфликта, выявляя противоречия в городском развитии и организуя процесс принятия решений, либо после снятия острой фазы, деэскалации конфликта и перехода к поиску решений. Как и вышеупомянутые конфликтологические центры, эти группы кроме проектной работы (работы по разрешению конфликтов) ведут просветительскую деятельность и создают образовательные продукты.
Объекты проектирования и масштабы работы у этих проектных групп разные - от локальных общественных пространств и отдельных объектов до стратегий крупных городских инфраструктур, мастерплана города.
3
Образование и просвещение
Образовательные продукты включают корпоративные проектные лаборатории, программы обучения социокультурному проектированию, лекции (бюро Оркестра), курсы и семинары для университетов (ВШУ), форумов, фестивалей (Проектная группа 8), Воркшопы и выездные школы (Маршлаб, Дизайн Юнит). Центр прикладной урбанистики сформировал услугу "Модератор по запросу" и развивает коммуникационную площадку Телеграф (Светлогорск), сетевые площадки. Центр городских компетенций АСИ, Город решает провели программы поддержки локальных инициатив (100 городских лидеров, Развитие общественных пространств), в рамках которой происходит акселерация идей до полноценных проектов с тестированием концепций.

Одной из вдохновляющий практик стала «Мастерская работы с конфликтами» (часть 1, часть 2), которую ПГ8 курировали в рамках паркового конгресса в Казани (2019) на ней, пожалуй впервые, пытались открыто и в интерактивных форматах поговорить об источниках, причинах и последствиях конфликтов в городах.

Текстовые материалы включают как разнообразные рекомендации (ПГ 8), разработанные для региональных, федеральных органов власти и корпоративных заказчиков (КБ Стрелка, Парки Татарстана и др); результаты длительных воркшопов (САГА: Проектирование общественных пространств, Культура на периферии. Политика децентрализации в культурных проектах Франции, Сделано горожанами от PPS и Lift) и программ (Стандарт вовлечения горожан, Город решает: развитие общественных пространств).
4
Закрепление результатов
Процессы обсуждения многоступенчаты и включают тестирование идей – фестивали, пробное благоустройство, всё это используется социальными проектировщиками. Не менее важно закреплять результаты конфликтов – конструктивного взаимодействия – в договоренностях, а далее – реализовывать сформулированное совместно видение территории. Специфика градостроительного конфликта, что между видением и реализацией проекта есть несколько стадий, новая информация на каждой из которых влияет на проект. Вокруг таких общественно-значимых проектов может собираться группа горожан, которая участвует в обсуждении и контроле за реализацией.

Среди аспектов, которые закрепляются – землепользовательские, статус спорной территории, функциональное назначение, параметры. Подобной работой занимаются муниципальный институт в Новосибирске (режим достопримечательного места для ул.Б.Хмельницкого, Академгородка, Военный городок), практики градостроительных проектов (А.Головин и другие). Недавно результаты работы активистов, градозащитников и планировщиков по Гавриловой роще (Казань) были закреплены в стратегии развития набережных Казанки (бюро Оркестра), а застройщикам предложены другие площадки для освоения. Подобная история происходила вокруг Горкинско-Ометьевского леса, когда решение по сохранению особоохраняемой природной территории было закреплено в решениях генерального плана города и позднее реализовано в виде локального парка.

Таким образом, в России сложилась практика предупреждения и разрешения конфликтов в городском развитии, оснащенная образовательными продуктами и информационной средой.
Напишите нам
gorodreshaet@gmail.com
Проект школы "Город решает как работать с конфликтом" разработан в рамках офлайн-программы Архитекторы.рф 2019-2020
Made on
Tilda