Стокгольм решает конфликт

Города, которые вдохновляют
Исторически переживший множество протестов, тот самый город, где вручают Нобелевскую премию Мира, Стокгольм декларирует демократичность принятия решений по городскому развитию. В 1987 году введена практика общественных консультаций - многоступенчатого обсуждения с жителями и стейкхолдерами, как на уровне городской стратегии, так и детальных планов, отдельных крупных проектов. Однако архитекторы и эксперты отмечают недостаток таких процессов и их формальность, на консультации могут выносить вопрос о выборе проектировщика, но не качества проекта. Поэтому инициаторы проектов, планировщики действуют самостоятельно и используют различные форматы вовлечения. В городе заметны пространства, где представлены проекты и их можно обсудить. В цикле проектирования - как городской застройки, так и региональной стратегии предусмотрено необходимое время и этапы согласования интересов.
Одним из крупных конфликтов прошлых десятилетий стали протесты против реконструкции важного городского узла - New Slussen - автостанции, развязки, дамбы между озером и морем. Звездное бюро Н.Фостера спроектировало плотную застройку прибрежной территории (2010), которая перекрывала бы панораму на исторический центр, что вызвало первую волну вопросов. Другие - были связаны с разборкой клеверной развязки (наследие 1930х годов, ставшее аварийным), изменением движения пассажирского транспорта. Появились десятки инициативных групп, которые формировали альтернативные предложения.
Спустя пять лет, уже после смены городского парламента, проект был переработан. В новой версии добавили общественные пространства, обзорные площадки, уменьшили долю коммерческой застройки, предусмотрели поэтапный перенос и возврат автобусного терминала. Процесс обсуждения в 2015 году оценивался как более открытый, по сравнению с первым этапом конфликта. После серии судов и переработки отдельных частей, проект запущен в реализацию. План рассчитан до 2024-25 года, в настоящее время завершается инфраструктурная часть.
Одним из значимых последствий стало проведение серии семинаров в 2017 году, в рамках которого участники конфликта, эксперты по конфликтам (в том числе автор монографии Planning and conflict... Энрико Гуллиани, профессор Технического университета Берлина) оценивали ретроспективу ситуации с локальной и международной позиций, ощущения от нового проекта и вырабатывали шаги по работе с противоречиями, общественным участием в городе. Организаторами площадки выступили университет и музей.
Сейчас вблизи строительной площадки организован информационный центр, где можно познакомиться с проектом, результатами работы археологов, проводятся учебные мероприятия и семинары. Сайт проекта включает еженедельные отчеты, подробную информацию о коммуникации вокруг него. Строительная площадка оборудована временными пешеходными связями, временной обзорной площадкой с видом на будущий сквер, озеро и исторический центр.
Подобный информационный центр существует и на центральной площади города вблизи района Klara, он включает масштабную трехмерную модель Стокгольма, пространство для лекций и занятий. Stockholms Rummet знакомит горожан и туристов с планами городского развития. По соседству находится информационный центр другого типа - Platssamverkan Klara - совместный проект городской полиции и администрации города, района, нацеленный на повышение безопасности района, в частности - снижение количества преступлений, снятие проблемы открытой наркоторговли на территории площади и района, которые объединены в программу Vision Klara.
Эта социальная работа идет параллельно с завершением многоэтапного обновления бывшей транспортной и торгово-пешеходной площади Sergels torg в главное общественное пространство центральной части Стокгольма, реконструированной в 1960е годы. В этом пространстве проводятся семинары с участниками социального проекта. Другой центр из этой группы занимается, например, организацией социокультурных проектов на территории Бромма - сезонных рынков и событий.
Одним из адресов для экскурсий по Стокгольму является Хаммербю - район, который задумывался как олимпийская деревня, но в последствии был построен как экспериментальный для пожилых горожан. Проблемная ситуация возникла после реализации первых очередей застройки - типичная для российских городов - нехватка инфраструктуры для молодых семей, в частности, детских садов. Была организована временная инфраструктура, но параллельно организовалась локальная инициатива - на кухне одного из жителей (Алана) района собралась группа, которая была готова не только требовать, но и участвовать в развитии района, формулировать предложения и реализовывать проект совместно с управляющей компанией, администрацией и застройщиками. Так появилась Хаммербю 2.0 - процесс перепроектирования нового района, отдельных его инфраструктур, включающий около множество инициатив в области транспорта, экологии, энергетики. Для деятельности этой группы используется в том числе Fabriken - площадка для коммуникации, лекций, круглых столов и проектной работы в районе. Обязательным атрибутом является стойка с кофе - у шведов есть ритуал общения за чашкой кофе.
Непосредственно с первой транспортной темой связан один из уроков, который Стокгольм вынес из протестов и городских конфликтов, и применил при введении зон платного проезда. Эксперт по транспортному планированию считает, что поддержка таких проектов неравномерна на разных этапах введения мер. Поэтому необходимо принимать решение не единовременно, а в несколько шагов:
-На первом этапе предлагается идея для обсуждения, поддержка может оказаться высокой - если концепция считается прогрессивной.
-После этого следует протестировать на небольшом фрагменте территории, при этом снижается поддержка - первые трудности для непосредственных пользователей услуги, водителей, вызывают негативный отклик
-После появления экономических и иных измеряемых эффектов, с их оценкой можно обращаться к разным аудиториям, корректировать при необходимости проект.
-После успешного тестирования и общественного одобрения результатов государственные структуры могут расширять практику и принимать основное решение.
Напишите нам
gorodreshaet@gmail.com
Made on
Tilda